Александр Буланов

«Аналогов Ирбитского музея в России просто не существует - вот в чем состоит его уникальность»

Ситуация вокруг уникального музея тяжелых мотоциклов в Ирбите продолжает оставаться сложной. Из старого здания экспозиция съезжает, так как закончился срок аренды, а новый собственник спешит открыть там производство мебели. В новом помещении, предоставленном под музей, нет даже тепла и света. О том, как музей оказался в такой ситуации, об уникальности коллекции, а также о перспективах объекта истории и культуры рассказывает директор музея Александр Буланов.

Александр Ильич, расскажите о проблеме, она ведь появилась не вчера? И вообще, как получилось, что уникальный музей расположился в частном домовладении…

Конечно, проблеме не один день. Коллекция тяжелых мотоциклов — а ей более 60 лет — была выкуплена у Ирбитского мотоциклетного завода в 2003 году. Был создан муниципальный музей. Он расположился в помещении бывшего музея боевой и трудовой славы завода. Площади небольшие – под экспозицию удалось отвести около 260 квадратных метров. Поэтому машины стоят плотными рядами. С 2006 года мы перешли в областное подчинение.

В 2008 году появилось постановление регионального правительства о разработке проекта нового здания музея. Был выделен земельный участок (около 8 тысяч квадратных метров в исторической части города) и создан сам проект, который поражал своим великолепием. В 2010 году он прошел экспертизу и был включен в перечень капитального строительства. Когда областное правительство приняло региональную целевую программу «Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015», музей вошел в нее.

А в нынешнем здании мы размещаемся временно, у нас был договор с собственником помещения – банком – до 2012 года. Планировалось, что к этому времени мы переедем. Однако в том же 2012 году были приняты поправки в целевую программу, в результате которых музей в нее не попал. А банк уже выставил здание на торги, нашел покупателя. Понятно, что новому собственнику надо быстрее занять помещение.

Насколько коллекция мотоциклов, представленная в музее, ценна и уникальна? Существуют ли аналоги ей в России?

К нам приезжали специалисты из Московского политехнического музея. Они подтвердили уникальность нашей коллекции. Из 9 предприятий и ВНИИ Мотопром на территории бывшего Советского Союза только Минский мотоциклетный завод и мы сохранили и приумножили свои музеи. У нас около 120 экспонатов – и именно тяжелых мотоциклов, с объемом двигателя более 500 кубических миллиметров. Много иностранных образцов техники, есть эксклюзивные машины: миниавтомобили, мотовездеходы. Понимаете, есть, конечно, и частные коллекции. Но они периодически распродаются хозяевами, они не систематизированы. Аналогов Ирбитского музея в России просто не существует — вот в чем состоит его  уникальность.

Обращались ли вы к городским властям, как они отреагировали?

Когда возникла проблема, я сразу же стал писать письма во все инстанции, связался с банком. Дело в том, что проект, который входил в региональную целевую программу, требовал 250 миллионов рублей вложений. А в случае, если бы мы просто остались на своем месте, для дальнейшего развития нам понадобилось бы не более 9,5 миллионов. Но откуда у дотационного на 70% города такие деньги? Раньше, когда завод работал в полную силу, Ирбит был наоборот донором. А сейчас у муниципалитета свободных средств нет.
 
Не было желания обратиться к общественникам, например к байкерам – это достаточно обширное сообщество, – за поддержкой? Или к другим, частным структурам?

Совет ветеранов завода обращался с письмом к предыдущему губернатору Свердловской области Александру Мишарину. Когда проходил байковский слет, клуб ирбитских байкеров также написали обращение на имя губернатора, собрали подписи с участников мероприятия. Мишарин согласился – итогом стало внесение строительства здания музея в региональную целевую программу. Но затем произошло ДТП с его участием, последовала отставка. Когда в прошлом году Владимир Путин вновь стал президентом страны, ветераны завода вновь написали ему письмо. Но оно было «спущено» по инстанциям вниз в областное министерство культуры.

В итоге чем разрешился вопрос, и как вы оцениваете помощь областных властей?

Нельзя сказать, что руководство региона и министерство культуры отстранилось от решения проблемы. Когда губернатором был Александр Мишарин, к нам приезжал областной премьер Анатолий Гредин. Правда, ни Евгений Куйвашев, ни Денис Паслер в Ирбите не были, а ведь лучше всего понимаешь важность вопроса, когда наблюдаешь ситуацию вживую. Приезжал министр культуры Павел Креков. Итогом стала передача нам старого, малопригодного для музея помещения с протекающей крышей и без отопления. Сейчас перед нами стоит задача, пока лето, благоустроить этот дом.

Хотелось бы услышать мнение эксперта: каким вы видите развитие мотоциклетного производства в России и на Ирбитском заводе  в частности?

Необходимо, чтобы производство мотоциклов на Ирбитском заводе сохранилось. Пусть не в таких масштабах, как в советские времена, но сохранилось. Вся моя жизнь, жизнь моих помощников связана с заводом. Сегодня только на ирбитской промышленной площадке производят машины собственной разработки. Но остальных же заводах собирают мотоциклы из китайских запчастей. Вот и делайте выводы о перспективах.

Заметили опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите ИА «Актуально.ру»

Статьи по теме
Loading...